Нашему бизнесу сегодня:
34 года, 1 месяц, 26 дней
+7(921) 932-20-66




Кузнецов Александр Павлович
Управляющий партнёр
(921) 954-11-49
e-mail: kuz-inaudit@yandex.ru




Левашова Алла Анатольевна
Управляющий партнёр
(921) 931-69-14
e-mail: lev-inaudit@mail.ru

Сказка о царе Салтане



Сказка А.С. Пушкина «О царе Салтане»

 (Какие вопросы возникают при чтении этой сказки).

 

В предыдущих историях мы уже дважды касались судьбы нашего великого поэта А.С. Пушкина. Осмелимся еще раз обратиться к этой теме и через призму сказки «О царе Салтане», где довольно много странностей, напомнить нашим читателям, о самом счастливом периоде в жизни Поэта, который прошёл в окрестностях Санкт-Петербурга.

И так, что нам известно о сюжете сказки, действие которой, по мнению историков-литературоведов, происходит то ли в Турции, то ли в Сирии? Группа заговорщиков в составе двух девиц и сватьи бабы Бабарихи решили извести молодую жену царя Салтана, у которой только что родился долгожданный наследник престола.

Причиной этого, как видно из всего сюжета сказки, явилась обычная чёрная-пречёрная зависть двух девиц к более удачливой подруге и ничего больше. Но давайте более точно обозначим участников этого заговора и обратим особое внимание на примкнувшую к ним Бабариху. Это две родные сестры жены государя и её свекровь т.е. мать царя Салтана!  Об этом поэт прямо сказал, когда царевич в третий раз стал кусать виновника своего несчастья – «но жалеет он очей Старой  БАБУШКИ своей!». 

Сюжет двух завистливых сестер к третьей позже использовал Аксаков в «Аленьком цветочке». Ну, а о негативной роли свекровей в семейной жизни в нашей литературе и кино хоть пруд  пруди. Здесь абсолютно всё логично и понятно.

Но вот потом начинаются загадки. На первое подметное письмо царь отреагировал абсолютно адекватно – «Ждать царева возвращения. Для законного решения». И это, конечно, никак не устраивало группу заговорщиков. И тогда все их усилия сосредоточились на подмене этой грамоты, которую вёз гонец от царя в столицу, на грамоту в котором якобы содержится приказ «и царицу, и приплод тайно бросить в бездну вод».

Операция прошла успешно и приказ поступил для исполнения. И тут начинаются странности: почему бояр, разумеется не знавших о подмене первой грамоты, нисколько не смутила абсурдность данного приказа царя? И который, без каких-либо сомнений и раздумий, боярами, оставленными царем на хозяйстве в своём государстве, был исполнен?

Сразу возникает вопрос о причинах таких необдуманных  действий. Их поступок можно было бы понять, если бы из ставки царя пришли слухи, а ещё лучше факты, о том, что царь во время похода нашёл себе новую пассию, например в лице Шамаханской царицы. Но этого не было. А поспешные действия подданных царя могут лишь свидетельствовать о жуткой тирании в царстве «славного» Салтана и о животном страхе его подданных перед царём!

Однако, вернувшись из похода, царь долго и безутешно горевал, но почему-то не провел кровавого следствия, уже в первый час которого и гонец, и сестры вместе с любимой мамашей, и десятком бояр висели бы на дыбе и сознавались, не только в содеянном, но и в том, что все они японские или солсберецкие шпиёны с момента рождения.

Более того, совершенно не ясно, почему Салтан тут же не снарядил с десяток поисковых отрядов  и, возглавив один из них, не обшарил всё Средиземное море с целью найти любимую жену и наследника.  Конечно, вы скажите, что тогда не было бы и сказки. Но придумать новый сюжет для гения, где безутешный царь отец через все трудности ищет и находит свою жену и сына достаточно легко. И роль купцов, как информаторов, смотрится в таком сюжете более органично.

И ещё несколько не логичных поступков главных героев сказки. Так царевна Лебедь, очень могучая волшебница, которая за одну ночь может отстроить новый златоглавый город, или превратить человека в шмеля или комара, а себя в прекрасную принцессу, но не может отбиться от какого-то коршуна пусть даже и чародея?

Ну и дальше в том же духе по всему списку……..

- Где белка берёт золотые орешки?

- Если 33 богатыря не могут дышать воздухом, значит ли  это, что у них жабры?

- Как пальбой с берега можно заставить пристать корабль, плывущий далеко в море?

- Зачем туда плыть шмелём на корабле много дней, а обратно лететь над морем, если можно с помощью царевны сделать это одномоментно?

- Почему в первый же день Царевна Лебедь не вернула Гвидона с матерью обратно в царство Салтана?

Все эти странности и неувязки в тексте были бы простительны гению, который в тридцать лет решил пошалить и написал сказку, не очень заботясь о логике и правильности сюжет. Но у нас перед глазами сказка о «Руслане и Людмиле», которую А.С. Пушкин написал в двадцать лет и где все факты и сюжет сложены как патроны в обойме. Где всё абсолютно логично, и один эпизод вытекает из другого и не вызывают глупых вопросов у читателей.

Так почему в этой сказке практически полностью отсутствует логика, идут бесконечные повторы, действия главных героев вызывают недоумение?  

Осторожно предположим, что во время написания оного произведения Александр Сергеевич думал о чём-то другом, и душа его была увлечена чем-то более сокровенным, чем вопросами логичности сюжета.

Что бы ответить на этот вопрос надо посмотреть, в каких условиях в конце августа 1831 года писал эту сказку гений всего человечества!

В феврале 1831 года в Москве состоялась свадьба уже известного поэта и юной красавицы Наташи Гончаровой из знатной, но обедневшей семьи. Этому событию предшествовали томительные месяцы сватовства, прозаических переговоров и разнообразных приготовлений. Согласие на брак поэт получил ещё в апреле 1830 года. Но сначала затягиваются переговоры с будущей тещёй о размерах приданого. Потом свадьбу снова откладывают — из-за смерти дядюшки Василия Львовича Пушкина. Поэт едет в Болдино, дабы вступить в права наследства, и оказывается заперт там на долгие три месяца из-за эпидемии холеры.

«Наша свадьба точно бежит от меня; и эта чума с ее карантинами — не отвратительнейшая ли эта насмешка, какую только могла придумать судьба? Мой ангел, ваша любовь — единственная вещь на свете, которая мешает мне повеситься на воротах моего печального замка. Не лишайте меня этой любви и верьте, что в ней всё мое счастье», — пишет он невесте в конце сентября.

И так только 2 марта (по старому стилю) 1831 года Александр Сергеевич наконец-то венчается с Натальей Николаевной в Москве.

Через пару месяцев молодой муж просит своего друга в С.-Петербурге П.Плетнева (поэта, критика, издателя и академика Петербургской АН) помочь обустроиться на летние месяцы в Царском Селе. С этими местами поэта связывало воспоминание о юности (царскосельский лицей), здесь он желал погрузиться в «уединение вдохновительное».

П.А.Плетнев в мае 1831 года находит и снимает для Александра Сергеевича квартиру в восемь комнат в доме вдовы камердинера Двора Его Императорского Величества – Анны Китаевой.

Александр Сергеевич был безгранично счастлив в этот период. Молодые супруги наслаждались радостями первого семейного лета, общением с друзьями, беседами и спорами на литературные и политические темы. "Я женат – и счастлив, – писал он приятелю своему Плетневу, – одно желание мое, чтоб ничего в жизни моей не изменилось – лучшего не дождусь".

Жизнь в Царском Селе нравилась Александру Сергеевичу. В утренние часы, после чая, поэт уходил работать в свой кабинет, находившийся наверху, в мезонине. В кабинете был также маленький столик, на нем стоял графин с питьевой водой, лед и банка любимого поэтом варенья из крыжовника. На полу кабинета и на полках лежали книги. В ясные летние дни кабинет Пушкина был залит лучами солнца. Пока Пушкин работал, Наталия Николаевна обычно читала или вышивала внизу. В послеобеденное время их можно было видеть гуляющими по аллеям царскосельских парков, чаще всего в Екатерининском или Александровском.

На прогулке в парке увидел поэта и познакомился с ним мальчик, юный воспитанник лицея Павел Миллер. Он вспоминал потом: «За несколько шагов сняв фуражку, я сказал ему взволнованным голосом: «Извините, что я вас останавливаю, Александр Сергеевич, но я внук вам по лицею и желаю вам представиться». – «Очень рад, – отвечал он, улыбнувшись и взяв меня за руку, – очень рад». Непритворное радушие видно было в его улыбке и глазах». Вскоре Пушкин навестил лицей, где его с восторгом встретили воспитанники.

Известно, что именно в этот период на даче поэт напишет «Письмо Онегина к Татьяне». Оно появится как неожиданная и не очень логичная вставка, когда роман Евгений Онегин после 8 лет работы уже был готов к печати.

«Нет, поминутно видеть вас.

  Повсюду следовать за вами,

  Улыбку уст, движение глаз,

  Ловить влюблёнными глазами…»

 

Перечитайте эти стихи с точки зрения влюбленного Пушнина к Наталье, и все станет ясно и понятно! Это его письмо к молодой жене, которую он страстно обожает и желает!

Молодую чету часто навещали В.А. Жуковский и Н.В. Гоголь. 

Именно в августе на этой даче в «литературном соревновании» с В.А. Жуковским из-под пера поэта и появится на свет «Сказка о царе Салтане». И надо полагать в это время Пушкин меньше всего думал о логике и повторах в сказке или тем более о победе над Жуковским.  

В свою очередь Василий Андреевич Жуковский ответит созданием «Сказки о царе Берендее» и «Войной мышей и лягушек» и признает победу Пушкина над собой.

В Царскосельском лицее прошли шесть счастливых лицейских лет поэта, а в 1831 году он вместе с молодой женой Натальей Николаевной Гончаровой провел в Царском Селе шесть  счастливых медовых месяцев.

Музей-дача А.С. Пушкина был открыт в 1958 году в г. Пушкине (бывшем Царском Селе) в доме постройки 1827 года (эпоха позднего классицизма), сохранившем до наших дней свой архитектурный облик.

Уникальность музея-дачи, сохраненного временем и судьбой, заключается, прежде всего, в том, что расположен он в подлинном деревянном доме на высоких подвалах с верандой и балконом в мезонине.

Воссозданные по воспоминаниям современников интерьеры комнат, а также представленные в экспозиции музея материалы рассказывают о жизни и творчестве Пушкина этого времени. Особый раздел экспозиции посвящен пребыванию в Царском Селе Н.М. Карамзина и В.А. Жуковского, старших современников и литературных наставников А.С. Пушкина.

А вы знали о существовании этого музея?

Адрес музея: 196607, г. Пушкин, ул. Пушкинская, дом 2/19
Телефон: (812) 451-69-81