Нашему бизнесу сегодня:
34 года, 1 месяц, 26 дней
+7(921) 932-20-66




Кузнецов Александр Павлович
Управляющий партнёр
(921) 954-11-49
e-mail: kuz-inaudit@yandex.ru




Левашова Алла Анатольевна
Управляющий партнёр
(921) 931-69-14
e-mail: lev-inaudit@mail.ru

Почему А.С.Пушкина отпевали в конюшенной церкви



В книге П.Я. Канна «Прогулки по Петербургу» (издание 1994 года) на стр. 170 есть такая фраза: «Полицейская мера – приказ об отпевании в Конюшенной церкви - друзьями Пушкина была воспринята как оскорбление памяти поэта». Эта идеологическая фраза в такой или похожей форме кочевала по учебникам и книгам, изданным в Советском Союзе, с целью показа звериного оскала царизма вообще и по отношению к великому поэту в частности.

То есть надо было понимать, что факт отпевания великого поэта в «какой-то» Конюшенной церкви очень плохо характеризует действия императорской клики и лично Николая I.

Но даже если это и правда и Государь неважно относился к А.С. Пушкину, то необходимо с глубоким прискорбием заметить, что Советская власть относилась к своим гениям-поэтам значительно хуже.

Достаточно вспомнить, что расстреляли безвинных Н.С. Гумилёва, Н.А. Клюева, Б.П. Корнилова, замучили в лагере О.И. Мандельштама, отправили в тюрьму И.А. Бродского, довели до самоубийства С.А, Есенина, В.В. Маяковского, М.И. Цветаеву, постоянно травили А.А. Ахматову и Б.Л. Пастернака.

И это только 10 поэтов из десятков тысяч просто так убитых и замученных достойнейших граждан своей страны. После этого предъявлять претензии царизму в том, что якобы не там и не так отпели великого поэта – это просто верх лицемерия и бесстыдства.

Давайте же откинем идеологию и посмотрим, что из себя представляла Конюшенная церковь в далеком прошлом и сравним с недалеким настоящим.

В 1736 году императрица Анна Иоанновна повелела создать церковь Спаса Нерукотворного Образа в комплексе строений Конюшенного двора. Освятили церковь в 1737 году. По желанию Анны Иоанновны в церковь из Византии привезли Образ Спаса Нерукотворного, Плащаницу и икону Знамение. По распоряжению императрицы Елизаветы Петровны в 1746 году здание церкви перестроили в камне.

Новую перестройку в 1823 году осуществил архитектор В.П. Стасов, которая и дошла до нашего времени. Фасад здания украсили барельефы «Вход Господень в Иерусалим» и «Несение Креста». Интерьер Конюшенной церкви, резной иконостас, образа создавались трудами выдающихся мастеров. Но главными святыми здесь остались привезённые из Константинополя икона Нерукотворного Спаса и Знамения, и шитая шёлком и жемчугом Плащаница. Также в Церкви находились и другие ценнейшие предметы церковной утвари - два Евангелия старинной славянской печати и богато убранные золотом и серебром старинные и высокочтимые образы Божьей Матери Тихвинской, Иверской, Казанской. Зал был оборудован люстрой «паникадило» на 108 свечей, созданной англичанином Д. Банистером. Высота люстры составляла четыре метра, ширина два с половиной метра. Можно дополнить, что в 1916 году престол храма украсили серебряными рельефами.

Церковь Спаса Нерукотворного Образа была придворной церковью, одной из самых богатейших церквей в Санкт-Петербурге. И в ней нельзя было просто так заказать какую-либо службу простому человеку или даже великому Поэту.

В 1837 году состоялась дуэль Александра Сергеевича Пушкина. После дуэли тяжелораненого Пушкина привезли в дом Волконских на Мойке и послали за священником из ближайшей церкви. Им оказался придворный протоирей Пётр Дмитриевич Песоцкий из Конюшенной придворной церкви, который прошел с русской армией войну 1812 года. Как свидетельствуют очевидцы (княгиня Е.Н. Мещерская, князь П.А. Вяземский), выходя со слезами на глазах после исповеди из комнаты умирающего Пушкина, отец Пётр сказал: «Я хотел бы умереть, как умирает этот человек!»

Вот что пишет Жуковский: «О Конюшенной же церкви нельзя было и подумать, что она придворная. На отпевание в ней надлежало получить особенное позволение». И Император Николай I дал разрешение отпевать поэта в придворной церкви, в чём сказывалось его большое уважение к Пушкину. Отпевание А.С. Пушкина состоялось в Конюшенной церкви 1 февраля 1837 года.

После Октябрьского переворота в 1917 году в храме еще некоторое время шли службы. Последним настоятелем храма был протоирей Феодор Иоаннович Знаменский, арестованный органами ГПУ в 1923 году. Главные святыни, в том числе плащаница, иконы были изъяты и направлены в Эрмитаж, откуда бесследно исчезли. Церковная библиотека и архив сожжены, полностью разграблено внутреннее убранство церкви. В самой церкви разместился конный отряд ГПУ.

Храм официально возвращен РПЦ 12 июля 1991 года. С декабря 1991 года настоятелем храма является о. Константин (Смирнов). Храм постепенно ремонтируется и реставрируется – возвращено прежнее паникадило, изготовлен новый колокол.

Ныне в церкви каждое 10 февраля и 6 июня совершается торжественная панихида по   А С Пушкину. Двери храма широко раскрыты, как для верующих, так и для поклонников Александра Сергеевича Пушкина.